Правильные ответы для правильных угроз или контроль в новом Стандарте

Sphynxx

Нац прошёл, Джейс и Мистик окончательно отправились в бан, и пришло время думать о новом Стандарте, к тому же 23 июля в Воронеже пройдёт последний PTQ Philadelphia. Сегодня я попробую в общих чертах описать проблемы, с которыми нам придётся столкнуться, расскажу о том, с помощью каких инструментов контрольные колоды смогут решать их,  и предложу вам несколько примерных листов для дальнейшего тестинга.

Для начала - три фактора, которые нам будет необходимо учитывать при подготовке:

  1. Базовый выпуск Magic 2012 становится легальным 15 июля. На момент написания статьи в сете известны 185 карт из 249, поэтому новые механики можно уже обдумывать, а новые карты – примерять к новому формату. Впрочем, слишком увлекаться этим тоже не надо - всё-таки треть выпуска ещё покрыты завесой тайны.
  2. До 30 сентября (выход Innistrad) в формате будет легален и Magic 2011 (то есть старый Джейс Белерен, Preordain и Lightning Bolt никуда не денутся).
  3. 16-17 числа пройдёт Starcity Open в родном городе Егора Ходасевича Цинциннати, штат Огайо – первый и единственный большой турнир в формате предстоящего PTQ. Он способен все наши выкладки перевернуть с ног на голову.

Я никогда не скрывал, что врасить и дровать карточки мне всегда нравилось куда больше, чем атаковать маленькими (и средними) существами, поэтому в процессе своей подготовки к PTQ я сосредоточусь, в первую очередь, на контрольных колодах. Это будет связано для все нас с определённой сложностью и риском: контрольные колоды всегда собираются «от метагейма». Как говаривали великие, «не существует неправильных угроз, есть только неправильные ответы». Если мы подготовимся к неправильному метагейму, наш PTQ может пойти совсем не так, как планировалось (ноль-два и пиво с друзьями, например). Итак, на что же нам придётся реагировать?

Угрозы и ответы

Майк Флорес, несмотря на местами зашкаливающий ЧСВ и чересчур неортодоксальные (читай: наркоманские) декбилдилдерские решения, в своё время предложил рассматривать новый формат с точки зрения так называемых «экстремумов» - самых сильных стратегий в каждой области метагейма: самую сильную агру, самый сильный контроль, самую сильную комбу. На данный момент в формате М11-Зендикар-Шрамы-М12 я такими экстремумами считаю три стратегии: Валакут, Экзарх-твин и Моно-ред. Почему?

Валакут не только ничего не теряет в новом формате, но и достаточно много приобретает. Во-первых, его злейший враг (Caw-Blade) приказал долго жить. Во-вторых, в М12 к нам вернётся очень важный Rampant Growth. Валакут будет ещё быстрее (что важно против агро-колод), и не будет подвергаться раннему давлению от контрольных колод (существа под БГ-мечом будут приходить в гости гораздо реже), а арсенал анти-контрольных инструментов станет снова станет релевантным (Thrun, The Last Troll и Gaes’s Revenge снова что-то делают).

Чтобы справиться с Валакутом, контролям придётся прибегать к старому арсеналу: Tectonic Edge, Spreading Seas, дискард и контр-магия. Тем не менее, у Валакута будет уйма времени, чтобы вылезти даже из-под такого количества ненависти. Ключом к победе  для контролей против Валакута должны будут стать наличие критической массы дизрапта, способ быстро убить и способ справиться с сайдовым анти-контрольным хейтом (то есть слабоубиваемыми существами).

Комба из Splinter Twin и Deciever Exarch – очень сильная связка, позволяющая при благоприятных обстоятельствах выиграть на 4 ход (а в версии с зелёным – и на 3-й). Большой плюс этой комбинации – её можно облечь в огромное количество оболочек: просто UR, URb, RUG, RUG с Fauna Shaman, даже UWr. Дополнительным плюсом этой комбы может стать выпуск в М12 нового одноманового кантрипа (как Ponder или Preordain) – ведь механики Scry в М12 не будет (то есть Preordain в М12 не будет точно), а Визарда скорее всего не оставят нас без одноманового кантрипа, даже если он будет убогим вроде Sleight of Hand. Как это ни странно, ключевые рецепты для победы над Твином практически те же, что и с Валакутом: давление, дизрапт и способность справиться с сайдовым хейтом. Единственное отличие – это набор дизрапта. И отличие это кардинальное: дискард и контра нам, конечно же, помогут, но ещё более важен будет ремувал (инстантовый – Dismember, Go for the Throat, Into the Roil, Combust) и Spellskite.

Моно-ред – самая быстрая и стабильная агро-колода нового формата, и причиной тому переиздание  Grim Lavamancer и Incinerate. Goblin Guide, Lightning Bolt, Searing Blaze и Ember Hauler никуда не исчезли, а Koth of the Hammer и Shrine of Burning Rage дали красным немыслимую ранее позднюю игру. Колода настолько быстра, что способна создать кучу проблем даже для двух главных комбо-колод (Валакута и Твина), не говоря уж и о более медленных агрессиях и мидрейнджах на существах (на Birthing Pod или Fauna Shaman). Моно-ред также получил Dismember – отличный ремувал для проблемных существ, включая Deciever Exarch, Kor Firewalker и Baneslayer Angel. К счастью, с красной угрозой контроли воюют уже не первый год и вполне представляют, как с ней бороться: блокеры, лайфгейн, Leyline of Sanctity, существа с защитой от красного (Kor Firewalker), большие существа с лайфлинком (Batterskull, Baneslayer Angel). Да, на каждый из этих аспектов у моно-реда есть ответы, но критическая масса таких инструментов вполне может стать неподъёмной для агро-колоды без кард-дровинга.
Теперь нам надо обобщить эти угрозы и набрейнштормить несколько листов.

Идеи и листы

На данный момент я вижу три направления, в которых развитие контроля для нового стандарта представляется перспективным: UW классическй, UB и Теззерет.
 

Плюсы UW:  в первую очередь, хороший набор ответов на моно-ред, и, по совместительству, на прочие агро-колоды: Wall of Omens, Kor Firewalker, Baneslayer Angel, Leyline of Sanctity, Condemn / Journey to Nowhere / Oust, да и day of Judgment тоже не забываем. Ещё плюс – довольно сильный лейтгейм для контрольных матчей – Sun Titan снова вращает малого Джейса, Tectonic Edge и Wall of Omens. Также в UW-цветах живет много хороших, но полузабытых плейнсволкеров: Venser the Sojourner, Elspeth Tirel и Gideon Jura все очень сильны.

Минусов у UW тоже хватает: главный – невозможность быстро оказать давление. Sun Titan довольно медленный и не сможет оперативно укатать Валакут. Бейнслеер быстрее на ход, но тоже медленноват. Колоду также подводит отсутствие универсального ремувала: Condemn не убивает Primeval Titan, Grim Lavamancer и Deciever Exarch, Oust перманентно не справляется вообще ни с кем, Journey to Nowhere работает на скорости сорсери, а Dismember отвратителен против моно-реда.

С UB ситуация чуть другая. В колоде отличный дизрапт: быстрый дискард и контра помогут остановить и Валакут, и Твин, а ведь ещё есть Memoricide и Surgical Extraction. Набор ремувала выше всяких похвал: Go for the Throat, Doom Blade на скорости инстанта справляются почти со всеми возможными угрозами, а помогают им в этом Disfigure и Black Sun’s Zenith

Но и минусов у UB предостаточно. Давление по-прежнему оказывать нечем. Также очень тяжело выползать из-под моно-реда – до прихода Batterskull / Wurmcoil Engine можно и не дожить, а восполнять хиты нам тоже нечем.

Главное преимущество Теззерета – это как раз давление. Уже на 3-4 ход можно дать по голове на 5 внезапно ожившим артефактом, например. Чёрный ремувал при этом такой же хороший, как и у UB. Но за это мы платим уменьшенным количеством дизрапта и более низкой стабильностью – начав топдекать всю свою артефактную Ману в поздней игре, начнешь дико фрустрировать.
Итак, мы видим, что ключевая слабость контролей в этом формате – это отсутствие способов быстро «закрыть партию». С этим можно попробовать жить, а можно (и нужно) попробовать ситуацию выправить:

  1. Разгон. Мы все забыли, что существует Everflowing Chalice. Он ускоряет все наши спеллы минимум ход. Кроме того, нам теперь издали Tezzeret’s Gambit, который отличненько работает не только в одноимённой колоде, но ещё и ускоряет наши Чалисы и плейнсволкеров (ну и магниты, если мы такими собираемся играть).
  2. Ранние угрозы. В УВ такими могут выступать мейновые Файрволкеры (не самое плохое решение, кстати говоря),  или же смешные Calcite Snapper. Классика порщика в чёрном цвете – Abyssal Persecutor, но у нас больше нет больших Джейсов, которые бесплатно баунсили Перзекутора в нужный момент. Для UW можно раскопать в обменнике Luminarch Ascension. Который, кстати, комбится с Tezzerer’s Gambit.. Так-так, кажется у нас что-то вырисовывается…
  3. Твин-комба. Такой подход отлично сработал для Андрея Кочурова, который прошел  в топ-8 Чемпионата страны, посплэшив Caw-Blade на красный ради комбы. Такое направление развития кажется очень перспективным: Теззерет и так играет картами вроде Sphere of the Suns и Prophetic Prism, так что сплэш будет несложным, да и в UW/UB тоже можно найти место для Твинга. Но все эти идеи, конечно же, надо будет тестировать.

Что же у нас в итоге получается? Листы, расположенные ниже, я ни капельки не рекомендую в качестве готовых решений – это скорее база для последующего тестинга.

Начнём с классического UW.

4 Celestial Colonnade
4 Glacial Fortress
4 Seachrome Coast
4 Tectonic Edge
5 Island
5 Plains
 
4 Preordain
2 Dismember
2 Condemn
4 Wall of Omens
3 Everflowing Chalice
2 Spreading Seas
4 Mana Leak
 
3 Day of Judgment
4 Baneslayer Angel
3 Gideon Jura
3 Sun Titan
 
Sideboard
3 Flashfreeze
4 For Firewalker
2 Spreading Seas
3 Jace Beleren
3 Spellskite
 
Это очень базовый лист, который ещё пока ни капельки не апробирован. Против Валакута у нас набор из контры и ЛД, в матче против контролей у нас Джейсы и большие мальчики, против Твина – флешфриз, спеллскайт и дисмембер. Возможно, колоде требуется чуть больше точечного ремувала, но вместо чего его положить – пока не очень понятно. Также в деку просится 27-я земля – возможно, ее стоит положить вместо третьего Sun Titan. В сайде не мешает найти место для Mental Misstep – лучшего друга Лавамансера и Goblin Grenade. Можно также придумать версию с Венсером. Интересно выглядит и комбинация Everflowing Chalice, Tumble Magnet, Jace Beleren, Tezzeret’s Gambit и Luminarch Ascension – но как я ни пытался собрать такую колоду, я не мог вместить в нее достаточно анти-агро карт, чтобы чувствовать себя комфортно в матче с моно-редом.
 
А вот ещё одна версия УВ, радикально решающая проблемы отсутствия раннего давления собственно ранним давлением (лист из статьи ленивого Джоша Сильвестри, не написавшего нам сайдборд):
 
3 Blade Splicer
4 Mirran Crusader
4 Squadron Hawk

3 Dismember
1 Deprive
4 Mana Leak
4 Spell Pierce
4 Preordain
3 Sword of Feast and Famine
2 Gideon Jura
1 Elspeth Tirel

4 Plains
6 Island
2 Inkmoth Nexus
3 Glacial Fortress
4 Tectonic Edge
4 Seachrome Coast
4 Celestial Colonnade
 
Это, как вы все можете заметить, «честный кав-блейд». Из плюсов – Валакуту, кажется, проиграть совсем нельзя (особенно если посайдить Flashfreeze). Моно-реду тоже тяжко придётся, потому что слишком уже много блокеров, которые в определённый момент превращается в атакеров (особенно если посайдить Kor Firewalker и/или Sword of War and Peace). А вот с Твином ситуация крайне печальная, особенно до сайда. Следует заметить, что «пятый ход меч, эквип, атака, антап в Гидеона» -- это всё ещё EPIC WIN.
 
УБ будет выглядеть как-то так:
 
4 Creeping Tar Pit
4 Drowned Catacomb
4 Darkslick Shores
4 Tectonic Edge
5 Island
5 Swamp
 
4 Preordain
4 Inquisition of Kozilek
2 Despise
3 Everflowing Chalice
4 Spreading Seas
4 Mana Leak
4 Go for the Throat
1 Dismember
1 Disfigure
3 Jace Beleren
1 Black Sun’s Zenith
3 Wurmcoil Engine
 
Sideboard:
4 Flashfreeze
3 Memoricide
2 Duress
2 Disfigure
3 Spellskite
1 Black Sun’s Zenith
 
Здесь есть мейновый Джейс, который прекрасно комбится с нашим дискардом. В сайде – Фриз и Меморицид против Валакута, Спелскайты и Меморициды против Твина. Спеллскайт будет полезен еще и потив моно-реда, если они захотят забрать наших Вурмкойлов в аренду с помощью Act of Aggression.
 
Лист с Теззеретом мы возьмём у Дрю Левина, известного американского полу-про. Лист, пожалуй, ещё более сырой, чем наши с вами предыдущие творения, но подойдёт в качестве стартовой точки.
 
3 Contagion Clasp
4 Everflowing Chalice
4 Tumble Magnet
 
4 Dismember
4 Mana Leak
 
4 Jace Beleren
4 Tezzeret, Agent of Bolas
 
1 Black Sun's Zenith
4 Preordain
4 Tezzeret's Gambit
 
3 Island
3 Swamp
4 Creeping Tar Pit
4 Darkslick Shores
4 Drowned Catacomb
2 Inkmoth Nexus
4 Tectonic Edge
 
К этой колоде автор поленился писать сайдборд, поэтому придётся креативить самостоятельно. Я бы предложил играть примерно так:

4 Disfigure
3 Batterskull
2 Duress
2 Despise
4 Flashfreeze

Такая конфигурация чуточку улучшает наш матч с Валакутом после сайда, так как мейном матч совершенно провальный. Также, я бы в мейне заменил бы 2 Dismember на 2 Go for the Throat (а то и на 3), так как Dismember не только слаб в агро-матчах, но и не убивает Титанов. Также, в колоде смущает отсутствие карт, в которые мы рампимся Everflowing Chalice с помошью Распространения. Хотя бы одна такая карта нам бы не помешала (Grave Titan или Wurmcoil Engine например – он ещё и с Теззеретом комбится). Помимо всего этого, автор заметно оптимичтичен с количеством земель в своей колоде – я бы нашёл место как минимум для 25-й земли.

В каком конкретном направлении развивать вашу контрольную колоду -- решать только вам. А помогут в этом грамотный скаутинг предстоящего метагейма, опыт, тесты и личные предпочтения. Сам я пока попробую сосредоточиться на UW и UB. Жалко только, что в Magic Online M12 появится только в августе.
 
В заключение мне бы хотелось пожелать всем адептам островов удачи на предстоящих турнирах в новом формате, посоветовать попристальнее смотреть на новые, ещё не заспойленные карты из М12, играть аккуратно и показать всем гоблинам и лавамансерам мира, почём фунт лиха и килограмм флешфризов. Также, мне бы хотелось услышать от вас предложения для моих следующих статей: о чём бы вы хотели прочитать?
 
Пусть ваши острова всегда будут полны маны, а жизни никогда не опускаются ниже нуля!
Ваш Богдан Волостригов

Комментарии

Артём Вощенников

Первый, чёрт

Первый, чёрт подери

 

Богдане молодец

Zachariah

Valuable info. Even I

Valuable info. Even I accidentally found your site, I bookmarked it. =-=

Борис Аристов

Отличная статья. Спасыба.

Отличная статья. Спасыба.

Александр Кондраль

А я бы предложил играть UW

А я бы предложил играть UW или UB с бОльшим количеством непосредственно контры. Да, большой Джейс помогал искать маналики, но маленький не так суров. Да и вышла хорошая картонка против титанов в NPH - Psychic Barrier. Пару штук в мэйне, одну-две в сайде. + пару Negate. От мечей я бы отказался,  как правильно мне подсказывают - это худшие топдеки из тех, что можно представить. А досаточным кол-вом хэйта Валакут нам не так уж страшен. Насчет существ за 3-4 маны - мне они нравятся. Все равно играем под прикрытием контры, так все-таки приятнее поставить угрозу на 6-7 ход, а не на 8-9 и пороть противника.

Сирожа

Есть маленький ньюанс - в

Есть маленький ньюанс - в новом формате контроль всегда оформляется последним, потому как дека должна состоять из ответов. А ответы сложно подобрать под несуществующий филд.

Зоя Белова

Ну филд можно более менее

Ну филд можно более менее предсказать. По крайней мере основных игроков. Хотя есть вероятность, что с релизом М12 появится 1-2 новых больших архетипа, как было с Валакутом (формально он не был новым, но всерьез его стали воспринимать только с релизом зеленого титана)

Богдан Волостригов

Спасибо за замечание. У

Спасибо за замечание.

У меня первая половина статьи как раз об этом -- об экстремумах формата и лучших ответах на эти экстремумы. С определённой долей вероятности можно говорить, что если колода хорошо справляется с экстремумами, она должна нормально работать и с другими колодами (по крайней мере не рассыпаться как карточный домик).

Сирожа

Боюсь если дечка хорошо

Боюсь если дечка хорошо справляется с несколькими случайными наборами карт, то говорить о том что она будет хорошо играть с остальным по меньшей мере странно.

Богдан Волостригов

Не понял этого

Не понял этого замечания.

Твин, Ред и Валакут - это не "случайные наборы карт", а самые мощные и стабильные колоды в своих "номинациях".

Здесь я говорю скорее о том, что если колода способна выдержать напор Моно-реда, то обыграть, скажем, Вампиров или Боросов ей труда не составит.

Сирожа

Архетип это еще не дечка.

Архетип это еще не дечка. Валакут рамп с дестрактив форсами и без это две разные дечки, например. То есть полагать что дечки против которых мы точимся останутся прежними по меньшей мере странно. Там должны пропасть ответы и метагеймовые решения с прошлого сезона. В твоих листах они еще остались.

Иван Евгеньев

А я жду когда переиздадут

А я жду когда переиздадут пондер и до ротации преордейна можно попробовать асеншн)