Праймер по формату Commander

Дмитрий Медведев

Всем привет.

Сегодня я расскажу об одном из наиболее популярных проявлений «кухонной» магии, с недавних пор называющемся Commander, но среди игроков более известном как Elder Dragon Highlander или просто ЕДХ. Это практически идеально сбалансированный формат, впрочем по духу более близкий скорее к Settlers of Catan, нежели к привычной турнирной магии. ЕДХ – своего рода игра в игре, позволяющая взглянуть совсем с другого угла на, казалось бы, хорошо знакомые карты. Srsly, вы уже никогда не будете прежними, побывав в мире, где Lightning Bolt не попадает в максимально агрессивный моноред, не выдержав конкуренции с Vicious Shadows. Но давайте обо всем по порядку.

Последнюю версию правил и официальный банлист можно найти на mtgcommander.net/rules.php, отмечу лишь основные моменты:

  1. ЕДХ был создан и получил наибольшее распространение как формат, рассчитанный на троих-пятерых игроков. Именно об этой версии и пойдет речь в статье.
  2. Колода для ЕДХ должна состоять из генерала и 99 синглтонов. Исключения из этого правила хорошо знакомы нам по другим форматам – это базовые земли и Relentless Rats.
  3. Генерал – это карта легендарного существа, которая начинает игру в командной зоне, и вокруг которой, как правило, построена ваша колода. Генерала можно разыгрывать из командной зоны так, будто он находится у вас в руке. Если игрок получил 21 боевое повреждение от одного генерала, он проигрывает.
  4. Если какой-либо эффект изгоняет генерала или помещает его на кладбище, то вместо этого вы можете отправить  его обратно в командную зону и, соответственно, получить возможность снова разыграть его оттуда. Каждое последующее разыгрывание генерала из командной зоны стоит дороже предыдущего на две бесцветные маны.
  5. Существует понятие цветовой принадлежности, включающее в себя цвета самой карты и всех символов маны в ее тексте. К примеру, у Elves of Deep Shadow черно-зеленая цветовая принадлежность, а у Boros Signet – красно-белая. Цветовая принадлежность генерала определяет возможность включения в соответствующую деку тех или иных карт. Таким образом, в колоде на Gaddock Teeg вы можете использовать карты с белой, зеленой или бело-зеленой цветовой принадлежностью, либо карты совсем без нее (например, City of Brass или Gilded Lotus, в тексте которых нет символов маны). Если эффект должен произвести ману цвета, не входящего в цветовую принадлежность генерала, то вместо этого он производит бесцветную ману.
  6. Все начинают игру с 40 хитами вместо 20.
  7. Игроки рассаживаются за столом в случайном порядке. Игрок, ходящий первым, не пропускает шаг взятия карты. Официальные правила МТГ предусматривают для мультиплеерных форматов стандартные «парижские» муллиганы за тем исключением, что первый муллиган – бесплатный. Однако создатели ЕДХ рекомендуют вместо этого использовать так называемый «частичный парижский» или «бретанский» муллиган, подробное описание которого можно прочитать на официальном сайте формата. От себя замечу, что в Москве обычно используется наиболее гуманное сочетание этих двух вариантов – «бретанские» муллиганы, первый из которых – бесплатный.

Теперь давайте попробуем разобраться, как именно эти правила изменяют привычный игровой процесс.

Во-первых, ЕДХ – это формат больших колод, состоящих из синглтонов. Если мысль о том, что декбилдинг для базовых констрактед-форматов зачастую не так уж сильно отличается от декбилдинга для форумных турниров по X Cards Blind, еще не приходила вам в голову, то она непременно посетит вас при попытке придумать хорошую деку для ЕДХ. По сравнению с другими форматами здесь просто умопомрачительное количество возможных стартовых рук, а потому и минимизировать число муллиганов – куда более сложная задача.

Каждая карта должна быть синергична с максимальным количеством других, в том числе и с той, которую мы получаем в каждой игре, – с генералом. Легче всего этого добиться в колоде с ярко выраженной основной идеей, рассматривая карты со схожими функциями погруппно. Примером может послужить типичная дека на Savra, Queen of the Golgari, способности которой предполагают наличие значительного количества как сак-генераторов (Contamination, Attrition, Perilous Forays и подобные), так и «еды» под них (Bitterblossom, Reassembling Skeleton, Bloodghast). Любая карта из первой группы комбится с любой картой из второй, а кроме того – с генералом и некоторыми другими эффектами, срабатывающими при принесении существа в жертву (Grave Pact, Black Market). Существуют и еще более узкоспециализированные генералы (например, Iname, Death Aspect или Erayo, Soratami Ascendant), которые сами по себе определяют не только основную идею колоды, но и большую часть используемых в ней карт. Но я не рекомендую начинать свое знакомство с ЕДХ с настолько сфокусированных дек, поскольку они убивают одно из главных достоинств этого формата – многообразие игровых ситуаций. В какой-то степени это относится и к излишнему злоупотреблению функциональными репринтами старых карт.

Гораздо более универсальным и «честным» способом сделать свою колоду более стабильной является использование так называемых тюторов – карт, позволяющих найти в библиотеке именно то, что нам нужно в данный момент. Помимо классических (Demonic Tutor, Mystical Tutor), существуют и такие, которые работают лишь в определенной колоде (Time of Need, Goblin Matron, Entomb, Lin Sivvi, Defiant Hero). Если выбранный генерал дает такую возможность, то важно уметь искать нужные карты как можно чаще. Существует довольно много подходящих для этого движков: Survival of the Fittest + Genesis, Fleshwrither + Sheoldred, Whispering One, Imperial Recruiter + Kiki-Jiki, Mirror Breaker и другие. Зачастую такие связки тесно переплетены друг с другом. Например, в красно-белой колоде вышеупомянутый рекрутер позволяет через другой тютор (Stoneforge Mystic) уже на следующий ход собрать комбу из Goblin Sharpshooter и Basilisk Collar. А если наши существа с атакой 2 или меньше не могут выполнить какую-то задачу, то ее наверняка можно решить при помощи Sunforger, найденного тем же мистиком.

Второй важной особенностью ЕДХ являются сорок стартовых хитов вместо двадцати. И это правило влечет за собой изменения куда более глобальные, чем повышение играбельности Felidar Sovereign. Состоят они в том, что классические агродеки на первых-вторых дропах и бурне исчезают как класс, будучи не в состоянии нанести летальные повреждения даже одному игроку. Если в дуэлях еще есть возможность «начитить» с инфектом или генеральскими повреждениями (например, в колоде на Rafiq of the Many), то в мультиплеере даже эти варианты становятся довольно сомнительными. Но не стоит полагать, что при таких условиях в ЕДХ Джейс на Джейсе сидит и Джейсом погоняет. Напротив, «сухопутные драки» – неотъемлемая часть формата, просто в них теперь участвуют существа, параметры которых соизмеримы с несколькими десятками хитов, которые вы хотите снять с их помощью.

Очевидно, что на таких существ, равно как и на рассмотренные выше цепочки тюторов, нам как можно быстрее потребуется  значительный запас маны. Так мы подошли к третьей особенности ЕДХ, – это  формат непривычно больших манакостов, а поэтому в большинстве колод имеет смысл играть хоть каким-то разгоном.  Бесспорным лидером тут является Sol Ring – визитная карточка формата, без которой не обходится почти ни одна дека. Недалеко от кольца ушли и Mana Cryptс с Solemn Simulacrum. Выбор остальной мана-акселерации зависит от выбранных цветов и стратегии. Моноцветные деки обычно предпочитают Extraplanar Lens и Gauntlet of Power (не забывайте про синергию линзы и снежных базовых земель). Если ожидаете увидеть много перезагружающих игру карт (Oblivion Stone, Nevinyrral's Disk), то неплохим выбором будут Darksteel Ingot и зеленый разгон типа Cultivate. Если же вам важен быстрый выход на шесть ман в многоцветной колоде (например, на розыгрыш Sharuum the Hegemon), то определенно стоит присмотреться к Coalition Relic. Ну и так далее.

Четвертая особенность формата связана с тем, что многие деки построены вокруг способностей своего генерала. Поэтому особую ценность представляют карты, способные с ним справиться, не отправляя при этом в командную зону: Condemn, Meddling Mage, Hinder, Spin into Myth, Hallowed Burial, Oblation, Linvala, Keeper of Silence, Ixidron, Helm of Possession и подобные.

И, наконец, главная особенность ЕДХ – мультиплеер. Он затрагивает сразу несколько аспектов игры. Во-первых, полностью переоцениваются многие карты. Поскольку мы вынуждены одновременно играть со всем столом, очень сильно теряют в качестве размены 1-к-1 (Thoughtseize, Counterspell, Swords to Plowshares) и связки, призванные вывести из игры лишь одного оппонента (Strip Mine + Crucible of Worlds, Stuffy Doll + Guilty Conscience). А основные поломы формата наоборот получаются из карт, более чем скромных при игре вдвоем: Mind’s Eye, Myojin of Night's Reach, Rhystic Study, Seedborn Muse, Lord of Extinction, Lurking Predators. Но помимо этого мультиплеер привносит в магию и нечто совсем необычное – дипломатию. Именно этого элемента очень часто опасаются новички, считая, что результат во многом определяется какими-то внеигровыми отношениями между участниками. Но на самом деле это совсем не так.

Каждый играет на победу, а потому заинтересован в том, чтобы оппонент не достиг ее первым. Таким образом, как только кто-то один вырывается вперед, остальные игроки временно объединяются против него и баланс восстанавливается. Именно поэтому партия может длиться десятки ходов, делая возможными самые безумные игровые ситуации и продолжаясь даже после таких спеллов, как Tooth and Nail. При этом полностью выводить общего врага из игры обычно не имеет смысла, ведь чем больше игроков за столом, тем меньшее давление оказывается на каждого из них. Но поверьте, оппоненты сделают все для того, чтобы вы проиграли, если решат, что иначе просто не доживут до своего следующего хода. Из этого следует, что в ЕДХ, как это ни парадоксально звучит, часто имеет смысл ослабить деку (например, убрать Grafted Exoskeleton из колоды на Heartless Hidetsugu), тем самым сняв с себя огромную мишень и увеличив шансы на победу. Впрочем, иногда можно попробовать перевести игру в режим Archenemy и в одиночку справиться с объединенным сопротивлением – это тоже довольно интересно. Не забывайте заключать и разнообразные сделки во время игры. Можете спасти одного из оппонентов от летальной атаки при помощи Maze of Ith? Сделайте это, но возьмите с него обещание заключить с вами союз до тех пор, пока за столом не останетесь только вы вдвоем. Никак не можете решить, чей же ход забрать при помощи Mindslaver? Поинтересуйтесь у оппонентов, не хотят ли они откупиться (например, не атакуя вас три хода), и, возможно, предложенные условия окажутся настолько интересными, что вы с радостью поцелите Поработителем Разума самого себя. Такие моменты очень важны во многих настольных играх, и ЕДХ – не исключение. Именно поэтому одним из наиболее популярных UGW-генералов до сих пор является Phelddagrif (ну и из-за картинки тоже, куда без этого).

Существует и множество других способов сделать игру более увлекательной. Можно сочетать ЕДХ с Planechase, Archenemy, Vanguard и алкоголем. Или играть не free-for-all, а разбиться на альянсы и использовать Deploy Creatures Option. Еще можно проводить самые настоящие турниры со взносами и призами, но оценивать не столько непосредственно победу, сколько различные специфические достижения во время игры (подробнее тут). Экспериментируйте, меняйте любые правила – этот формат можно испортить только игрой вдвоем.

С удовольствием отвечу на ваши вопросы, если таковые возникнут. Спасибо за внимание :)   
 

Комментарии

Михаил Чернобрывченко

Спасибо за праймер, куски

Спасибо за праймер, куски того, что я знал про ЭДХ сложились в целую мозаику)

Дмитрий Медведев

Пожалуйста :)

Пожалуйста :)

Стас Кудряшов

Порекомендуешь какой лучше

Порекомендуешь какой лучше прекон купить, что бы начать играть в коммандера?

Максим Назаренко

Тот, в котором Flusterstorm

Тот, в котором Flusterstorm %)

Стас Кудряшов

А это какой из них?

А это какой из них?

Дмитрий Медведев

Тот, где лежит наиболее

Тот, где лежит наиболее интересная для тебя легенда. Ведь многие карты ты со временем заменишь, а генерал останется.

Если планируешь играть против других преконов, то постарайся сделать так, чтобы они по возможности не повторялись, потому что мирроры в таком формате - это довольно уныло :)

Джин Джитаксиас

Очень похоже на формат

Очень похоже на формат "Пайло", который мы гоняли лет 10 назад :-)

Валерий Шунков

Это только на первый взгляд

Это только на первый взгляд похоже. На второй тут, например, есть куча комбодек и других узконаправленных стратегий.

Иван Евгеньев

Дима, а посоветуй генералов

Дима, а посоветуй генералов крутых или может есть где-то списочек играбельных чтобы из него выбрать. И еще интересно как ведет себя многоконтры.дек, ведь в теории можно собрать вообще всю деку из контры и ремувала, а генерал в качестве финишера, я вот покопался в старом ящике около 50 контрспеллов нашел и это далеко не предел. И еще вопрос, есть ли среди генералов из  новых наборов реально стоящие и интересные на твой взгляд?

Дмитрий Медведев

Я думаю, что в мультиплеере

Я думаю, что в мультиплеере играбельны вообще все генералы с более-менее интересными способностями, а таких большинство. В новых наборах то же самое - из легенд довольно уныло выглядит только 7/7 за 1RUW, ну и зеленый дракон мб тоже не очень интересен. Вокруг остальных вполне можно собрать что-то крутое, тем более в этих цветах раньше кроме драконов и дорана никого и не было. Вот тут можно посмотреть примеры колод на разных генералах.

Многоконтры.дек запредельна в дуэльном варианте. Причем настолько, что ломает нафиг весь формат. В мультиплеере поконтрить все угрозы ты все равно не сможешь, поэтому я бы сместил основную идею на что-то другое. Примеры крутой контрмагии для мультиплеера: Hinder, Spell Crumple, Spelljack, Desertion, Mana Drain, Cryptic Command, Decree of Silence.

Федор

Как протекает порядок хода,

Как протекает порядок хода, апкип, бой и т.д. в какой момент каждый игрок получает приоритет?

Дмитрий Медведев

Ходят по очереди, например по

Ходят по очереди, например по часовой стрелке. Приоритет игроки получают в том же порядке. Одновременные триггерные способности тоже кладутся в стек в том же порядке.

Ходы обычные, атаковать можно одновременно нескольких игроков.

Борис Аристов

Очень крутая статья, теперь я

Очень крутая статья, теперь я до конца понял что это за зверь такой.

Зоя Белова

Кстати, правило про цвет

Кстати, правило про цвет протектора Генерала поменяли - он должен быть в таком же кармашке как и вся колода (об этом пишут тут http://forums.mtgsalvation.com/showthread.php?t=309991)

Дмитрий Медведев

Спасибо, исправил.

Спасибо, исправил.

Денис Федосеев

Превосходная статья,

Превосходная статья, Президент, большое спасибо!

 

Теперь уж я точно соберу ЕДХ (благо большинство картона вроде теперь есть...)

Михаил Филиппов

Круто! Спасибо, Дим!

Круто! Спасибо, Дим!

Жулегг

Хотелось бы уточнить: "21

Хотелось бы уточнить:

"21 боевое повреждение" - точно боевое? резве не просто 21 дамаг от генерала?

Дмитрий Медведев

Точно.

Точно.

Кирилл ( Padus ) Трушин

  Отлично, отлично, хотя

 

Отлично, отлично, хотя жаль, что карт не видно, я половины не знаю. 

С муллиганами тоже как-то хитро, отсылка к сайту -- не метод.

 

"Существует и множество других способов сделать игру более увлекательной. Можно сочетать ЕДХ с Planechase, Archenemy, Vanguard и алкоголем. "

Не могу не поинтересоваться: с каким конкретно алкоголем Вы бы посоветовали сочетать ЕДХ? Возможно, тема настолько широка, ч то может потребовать её раскрытия в отдельной статье? Или даже -- в цикле статей?

Дмитрий Медведев

Про муллиганы там как-то

Про муллиганы там как-то суховато всё. Мне кажется, люди в основном читают такие обзоры не ради перевода правил. Ну а разметку карт когда-нибудь прикрутят, это не совсем от меня зависит.

После "Вы" не читал, простите.

Александр Шуст

Ура и

Ура и спасибо!

Уломали-таки, придётся играть.

Никита Секретарев

А мне кажется, Саш, я тебя

А мне кажется, Саш, я тебя еще прошлым летом пытался уломать )) Как-то случайно в аське )

Никита Секретарев

Да, Дим, могу только

Да, Дим, могу только присоединиться - спасибо. И пиши чаще. Было бы славно, если бы про этот формат писалось чаще и ДЕТАЛЬНЕЕ.