Бильбао. Туда без обратно.

Василий Сасоров

Как вы наверняка знаете, в Бильбао прошло модерновое ГП. Подозреваю, что формат определило соседство с музеем Гуггенхайма.

И я там был, сангрию пил. С победами не сложилось, но написать что-нибудь захотелось.

Наша с женой подготовка была очень серьезной – перед новым годом я показал ей реаниматор, сказал, что надо играть этим, потому что колоде неважно, что делает оппонент. Это была совсем неправда, зато Маша сказала правильную вещь: “Эта колода некоторые матчи просто не будет играть, потому что не дали.” Этим страдают все комбы, одна из задач построения таких колод – увеличение шансов поиграть в магию. Ничего интересного тут нет.

Добавлю.
Мне кажется, что реплика практически полностью применима к “безусловно лучшей колоде формата” (к джанду - прим. редактора).
Итак, вам каждый расскажет о силе этой колоды – у нее все карты хорошие, есть карты во все матчи, со всеми играет ровно. Все это правда, но только пока она играет в поле с битдаунами, которые боятся ремувала и долгой игры, и с мирорами. Так что существует всемирный заговор джандоводов.

Расскажу теперь, в чем заключается проблема. Все карты у джанда абстрактно хорошие, это тоже правда, но далеко не всегда хороши в конкретном случае. Когда у колоды есть некоторый общий план, это не создает глобальных проблем, например, битдаун умеет хорошо играть в битдаун, у него большинство карт это предполагает, когда же джанду требуется поиграть в битдаун, у него гораздо меньший процент карт в этом можно успешно задействовать. Казалось бы, в этой мысли тоже нет ничего нового, обычная проблема мидренджа, но почему-то есть консенсус, что джанд совсем не такой.

Помните, что некоторые ваши ровные матчапы покупаются ценой впадины в среднем значении.

Поясню сферическим конем в вакууме, чтобы было понятнее.
Раздачи можно в первом приближении разбить на две группы, привязанные к получению конкретных карт, бывают матчи, где первая группа составляет 60 процентов всех раздач, выигрывающая в 70 процентах случаев, вторая группа составляет 40 процентов, а выигрывает один раз из пяти. При этом группы с точки зрения взятия муллигана равноправны. Матч ровнее некуда. Но когда придет пора играть на турнире, вам позарез надо оказаться на светлой стороне – с первой группой раздач. В магии практически нет дистанции, если в модо не играть активно, матчи не равнозначимы - кому нужна победа в туре на фнм, когда за выход в топ на серьезном турнире проиграл?

Мне кажутся показательными успехи билдов джанда с концентрацией игры. Как только метагейм стал более разбросанным, джанд вернулся к классическому, безусловно более ровному по раздачам билду – с финксами. Добавление кобр и thundermaw hellkite или boom//bust тоже делает джанд более концентрированым – он бодрее стартует, одновременно появляются серьезные угрозы на позднюю игру.

Если вы собираетесь играть джандом, я бы вам посоветовал начать размышлять над билдом не с позиции выбора ремувала или количества дискарда, а с выбора ваших угроз.

Вернемся, однако, к нашей подготовке. Точнее к ее отсутствию. На том разговоре она и закончилась. Когда пришла пора одалживать карты, Маша категорически отказалась играть реаниматором из-за раскладности. От обиды - до этого я советовал колоды, рассказывал общую стратегию, а Маша довольно успешно играла, не подвергая мои идеи сомнению – отказался от игры любимыми овощами, решил сам поиграть реаниматором. Мне было интересно – последний раз чем-то, что можно было с натяжкой назвать комбой, играл в 2009 на чемпионате России, к тому же раздачи овощей делились на “все зашибись” и “что это за набор карт?” не устраивавшим меня образом.

Итак, о реаниматоре. В чем же его преимущества? Это самая быстрая колода формата, чтобы выиграть на второй или третий ход не нужен строгий набор из семи стартовых карт и еще пары топдеков, у нее два угла атаки, она довольно стабильна и она - курево. Последний фактор многие очень недооценивают. Промилле игроков умеет на ходу понять, что с ними хотят сделать и как вообще играть. Это дает большое число побед совсем нахаляву.

Почему же им еще не играет весь мир? Это комба, иногда вы не поиграете в магию. Особенно если вы как я – рифлить 60 карт разучились, а раскладывать на кучки ленитесь. Один из углов атаки уязвим ко многим мейновым картам. Through the Breach в Эмракула - not fun в самом плохом смысле. Иногда комба собирается, а вы еще не выиграли. И есть один матч… впрочем, об этом позже. Сначала к колоде.

Итак, наши бивни:
Emrakul, the Aeons Torn Этот убивает или покупает кучу времени на второй сбор. Три из-за того, что нам порой вреден зашафл колоды.
Griselbrand А вот он убивает или легко непринужденно собирает комбу второй-третий и т.д. разы.

Способы творить нечестность:
Goryo's Vengeance
Through the Breach

Способы засунуть бивня в кладбище, обратите внимание, что все многофункциональны, эта колода часто взаимодействует с оппонентом:
Faithless Looting
Lightning Axe
Izzet Charm

Дополнительное копание:
Serum Visions
Sleight of Hand

Ускорение плана Б:
Seething Song

Выигрыш Гризельбрандом
Fury of the Horde

Нашел карту случайно, все же тип 1 не играю, положил для стабилизации, но неожиданно оказалось, что она чуть ли не чаще работает безусловным контром:
Muddle the Mixture

Манабаза.
Scalding Tarn
Misty Rainforest
Watery Grave
Steam Vents
Drowned Catacomb
Sulfur Falls
Island
Mountain
Swamp
Boseiju, Who Shelters All

Замечания по колоде. Джерри Томпсон и некоторые другие люди периодически поигрывали этой колодой, обычно в другом цветовом сочетании – рг или бр. Синий цвет добавляет стабильности, дает фантастическое усиление в виде izzet charm (справедливости ради, когда Джерри играл ГП, талисман еще не издали) и уменьшает уязвимость к дискарду. А еще можно хотя бы теоретически выиграть у твина первую. Его существа работают практически как безусловные контры сразу ко всей комбе, dispel контрит способы вбросить бивней, в долгой игре нам просто предложат собственную комбу.

Набор карт поддержки комбы, которые сами по себе ничего не делают (ярость, песни, simian spirit guide и т.д.), должен быть ограничен, у нас и так все хорошо, когда пасьянс сложился, дополнительная скорость не требуется, надо заботиться о средних сдачах.

В принципе можно достичь большей стабильности, добавив time of need (зеленый манабаза держит) и peer through depths.

Манабазу надо переделывать в любом случае, иногда, что удивительно, надо иметь план В - уметь кастить демона, один blood crypt тоже не повредит. Количество земель (фактически 22) устраивает.

Сайд.
Вы будете смеяться, но я опять рекламирую пингера. Izzet Staticaster в матче с джандом не дает держать оппоненту много перманентов за счет душ, заодно работает ремувалом к конфидантам и кобрам. В аффинити и инфекте он убивает почти все. В мелире тоже.
Фактически пингер позволяет нам более спокойно играть от Through the Breach  нейтрализуя таким образом план сайда грейвхейта, одноременно просто не давая оппоненту выигрывать. Вы отсайживаете все условные карты, остаетесь только с картами, которые что-то делают, и комбой.
Играл тремя.

Мне не нравится план сайда белых лучей. Хотя если он сработает, то сработает круто. Они занимают слишком много слотов, увеличивают количество плохих топдеков. Колода готова к грейвхейту. В итоге я положил пару антидискардных ignorant bliss.

Дальше наш ответ контролям, комбам и всему подряд
Thoughtseize
Rakdos Charm - матчап с овощами, например, не совсем радужный, да и афне пингеры все жене совсем все убивают.
Torpor orb – исключительно к твину, возможно бы сайдил против большого числа клик и снапкастеров.
Boseiju, Who Shelters All – тут понятно.

Мне радикально не нравится сайд, хоть он и весь работает. Плану игры в контроль с комбовыходом не хватает бивней (Оливии тут выглядят оптимальными), Muddle the Mixture не отсайживается, какие-нибудь сильные карты со вторым манакостом тоже пригодились бы. Очевидный кандидат – echoing truth.

Маше я дал честное.
Bloodbraid Elf
Lightning Bolt
Dismember
Lightning Helix
Linvala, Keeper of Silence
Noble Hierarch
Birds of Paradise
Knight of the Reliquary
Tarmogoyf
Boom // Bust
Lotus Cobra
Sword of Fire and Ice
Flagstones of Trokair
Ghost Quarter
Misty Rainforest
Arid Mesa
Stomping Ground
Sacred Foundry
Temple Garden
Copperline Gorge
Forest
Hallowed Fountain
Plains
Sejiri Steppe
Bojuka Bog
Kessig Wolf Run

Я давний любитель boom//bust и колод, у которых не полтора бивня, а чуть больше.

Важные замечания. Мне не нравится луна. Да, она иногда дает выигрыши просто так. И абсолютно мертвая карта в заметной части ситуаций. К тому же она стандартно в таких колодах лежит, к ней готовы. Пусть лучше играют вокруг отсутствующей луны. А еще она накладывает серьезные ограничения на билд. Изначально я хотел играть molten rain – лд в легкой колоде синергично с общим планом, да и тармо надежнее качается – но понял, что нужно больше ремувала и угроз.
Path to exile – плохая карта, не убивающая шамана, не комбящаяся с boom//bust. Dismember – необходимый компромисс, тармогойфа и всяких экзархов все же надо уметь убивать. Остальной ремувал в лицо отправляется.
Шаман не нужен. Портит тармо и реликвария, не качает в атаке существ. Мы играем рыцарем, а не дурацким слоном, потому что имеем достаточно ответов на шамана. Рыцарь больше и делает больше, кроме земель на все случаи жизни у нас появляется еще один план на долгую игру – kessig wolf run  очень важная карта с джандом.
Колоде нужны летуны, желательно делающие очень много. Линвала идеально подходит – толстая, требует от некоторых колод обязательного ответа. Альтернативы - пятимановые бивни, которые не очень комбятся с армагеддоном.
Меч такой, потому что это самый быстрый счетчик, я не очень беспокоился за честные матчи. К тому же не получать болт в иерарха под мечом из атаки – бесценно.
Синий лежит для того, чтобы пугать оппонентов. И опять же из-за сайда статикастеров, от пингера в родных цветах души и прочие жетоны медленно дохнут, а афня любит два повреждения по всем неартефактам присылать. Но устрашение оппонентов важнее.

Сайдбоард целиком против тех, кто быстрее.
Stony Silence
Obstinate Baloth
Huntmaster of the fells
Rule of Law
Ethersworn Canonist
Izzet Staticaster
Combust
Ancient Grudge
Qasali Pridemage
Aven mindcensor
 
Прилетев из Парижа, в котором еще только собирался пойти невиданный снегопад, в теплый Бильбао, мы не стали играть за баи, кому они нужны, зато собрали колоды, найдя недостающее.

Немножко пошлепали картами с нашими, Маша узнала, что эльф стоит четыре маны. Это все, что надо знать о формате.

Душевно посидели в очень дорогом для довольно бедной страны кабаке, который к тому же был забит под завязку.

Само ГП.

Кратко о машином выступлении.
У Маши было два бая. Проиграла она джанду, увр и твину за выход во второй день с обидным echoing truth в два меча в решающей. Выиграла у джанда, бороса, дорана и валакута.

Раз уж стал свидетелем, про себя расскажу подробнее.
1 тур
Симпатичный испанец, лет на десять меня старше, брв бурн. Посаспендил Rift Bolt  потом оппонент долго ничего не делал, потом пришел goblin guide  Я не взрывал фечки, смотрел на вижн на топдеке, оставлял его, кастил, дровал землю, убирал две фигни вниз (земель не было, ответов к гоблину тоже). Так не один раз. Кажется, я просмотрел все экземпляры второй половины комбы и всякую ненужную поддержку. Проводник нанес 12 хитов и я таки умер от бурна, когда собрал летального эмракула (он мог сходить дважды).
Отсайдил босейжу, посайдил ignorant bliss.

Во второй я как-то отбивался, потом поднял демона на четвертый, запретил flames of the blood hand  почитали с судьей микстуру, обсудили втроем сложность нахождения этой карты на доступном всем языке) и ушел на второй заход.

В третьей был голдфиш, но не сложилось с третьей землей в большом числе карт. Испанец явно вздохнул с облегчением. Пожелали друг другу удачи, обсудили сайд, колоду. Классно не положил лучи.
0-1

2 тур
Афня. Там муллиганы и не очень бодрая рука. У меня тоже. Кручусь ходом так шестым в три атаки демоном, собираюсь пойти еще и эмракулом, но не замечаю вторую watery grave на руке и зачем-то пытаюсь за ней сходить фечой. В итоге мог и проиграть, если бы все lightning axe лежали совсем внизу – испанец опрометчиво решил чампаться подросшим нексусом только в третий раз. Почитали топор.

Отсайд плохих карт и босейджи, сайдим ремувал.
Во второй где-то в районе 4 хода в блок пришел демон. Подровал 14 карт. Собрал отличную руку из ответов, земель и дрова. Признаков запчастей комбы не было. Долго и мучительно копал. Сконтрил летальный болт. Докопался.
1-1

3 тур
Твин. В первой оппонент муллиганится до пяти, я муллиганю нонленд, получаю талисман и пять земель. Мне бы насторожиться и получить достижение “позови судью с вопросом “я не уверен, что достаточно рандомизировал колоду, что мне делать?””.
Оппонент ставит spellskite  еще одного, у него ничего нет, я лаки нуб, когда еще сложная первая так легко достанется… Земли. Земли. С талисмана две земли. О, топдекнул ловкость рук. Две земли. Земля. О, еще ловкость рук. Две земли. Жалко. Но оппонент так и не понял, с чем играет.

Вторая. У меня на второй ход демон. Дроваю много. Всякую ненависть, включая босейжу. Готовлюсь к долгой игре, но оппонент и судья читают топор в spellskite, потом оппонент уже в одиночестве решает, что такое безобразие обязательно надо сконтрить. По странному совпадению к нему тут же кто-то прибегает, оппонент сдается.

Третья. Какая-то позиционная игра. Дискард, remand  перекастовал, еще remand  читаем втроем микстуру. Убираем твин, оставляем два экзарха, нигейт. Пропихиваю орб через ход. Остаемся оба на бобах, но у меня лутинг и есть босейжа. Ко мне ходят в гости экзархи. Тут я совершаю большую ошибку, на флэшбеке лутинга скидываю гризельбранда, оставляя землю и вижн, чтобы сказать его сразу. Третья карта - пролом. А торопиться ведь было некуда, зачем демона дискардил? После долгого дрова остатков дискарда и орбов, в четырех хитах нашел подъем, потратив много маны за ход. Карт там много, можно забежать с босейджи, но если там очередное существо, даже топор не поможет. Буду выпрыгивать в блок, покупая несколько ходов, благо в кладбище лутинг.
Оппонент про орб забыл, пытался в свой комбат демона потапать, разрешил переиграть, но опций у него не нашлось. Умер я через три хода от комбы (орбы побаунсили), когда меня убивали и простым дамагом, так и не найдя ничего. Контров у оппонента не было, мог бы выиграть рискнув.
1-2 Можно расслабиться и получать удовольствие.

4 тур
Афня. Ха, я хожу, на третий ход вброшу эмракула, я самый быстрый, самый сильный. А почему у меня девять яда и эмракул ничего не делает? Для проформы поискал лутингом ренимацию демона или два топора. Не нашел.

Вторая партия. Второй ход, шесть яда, это начинает надоедать. Но есть пингер. А у оппонента много всякой разноименной мелочи, cranial plating  welding jar  Приходит Rest in peace  Тут ко мне пошла вся оставшаяся после сайда реанимация, бивни и земли, но осмысленных карт у меня все равно больше. Проклинаю себя за небольшое количество дуалок с черным. Отбиваюсь. Вылезает arcbound ravager  Присылаю ему в конце хода топор. Там сакаются. На мой ход читаем микстуру втроем. Стол разгружен, следующий раваджер даже не убьет. Где же пролом? Лутинг, избавляюсь от избытка эмракулов. Вижн. Хм, третий черный сорс и ремувал. Оставлю, можно ведь и четвертую черную ману найти, уже ушло очень много карт, больше половины колоды, да и песня одна осталась, можно вообще эмракула поставить, пока оппонент хмуро смотрит на пингера.
Ура! Я сделал это. Пара атак демоном без всякой активации и оппонент сдается.

Третья. Мало времени, возвращаю часть условных карт и bliss просто как циклинг и на случай дискарда.У нас много талисманов, топоров и одна запчасть. Очень много талисманов. Их очень удобно циклить, глядя на чемпиона на второй и два последовавших плейтинга. За ход до смерти нашел эмракула, сбегал. Оппонент оставляет glimmervoid и чемпиона. У меня 6 хитов и есть топор. Я почему-то решаю, что посмотрю на его топдеки, а не лишу его маны. Естественно в следующий ход в респонс на третий артефакт (мокс и барабан) пришлось топор присылать. После этого мне угрожали только ходы. Но успел.

2-2

Пятый тур.
 Джанд. Какой-то совершенно мерзкий испанец по виду и поведению, ко всему прочему якобы не говорящий по-английски (в Мадриде на ГП у одного товарища знание языка волшебным образом отключалось, когда надо было разобраться, что именно на сложном столе с большим числом существ происходит). Раздаю руку без земель, зато с двумя ignorant bliss  Зову судью. Приходит Кристиан, выдает мне предупреждение, очень долго рассказывает, почему дал именно предупреждение. Испанец недоволен, но не спорит и говорит, что все понял.
Много дискарда не пришло, так этот матч не выигрывается.

Сайжу все подряд. Дискардят существо, втроем читаем карты, видимо к экзамену на пятый уровень судей заставляют выучить картинку и текст ignorant bliss  Убиваю шамана. Мне ставят конфиданта. Копаюсь. Успеваю тормознуть оппонента до того, как он совсем положил карту в руку. Показывает конфиданта. Смотрю на свежепришедшего пингера. Ничего страшного мне конфидант сделать не может, а вот обеспечить летального эмракула или даже демона сможет.
Лильку нельзя. Еще конфидант показан. Пойдет. Slaughter games  Прячу руку с проломом и вендженсом. Еще раз читаем карты с судьей. Вытаскиваем проломы. Как-то покопался. Там эльф в лильку. Ну и ладно. Покопался. Slaughter Games в вендженс. Докопался до эмракула, отстрелив конфидантов и поконтрив еще один дискард.
Оппонент настаивает, что мне дали геймлосс, но милостливо соглашается записать 2-0.
3-2

6 тур.
Мелира. Притворяюсь твином. Оппонент явно сидит на распаде, медленно и печально раскастовываясь. Даже правильно сначала использует ману с птицы, чтобы болту не проиграть. Одна проблема – я не твин, демон забегает три раза.

Во второй у меня на руке быстрая реанимация эмракула, но мне внезапно ставят на второй ход rule of law  Посайдили фигню, но она сработала. Медленно убивают финксами. Я ищу честный вброс, циклю bliss (ритуальный визит судьи), тут же получаю дискард в Эмракула. В итоге эмракул и вброс нашлись, но поздно, пингера и талисмана не хватило отбиться от остатков перманентов оппонента.

В третьей к оппоненту рано сбегал демон, но четырнадцать карт были очень средними. По доброте душевной я решил, что раз подровался, то и оппоненту хиты списывать не надо.
Поэтому потом я удивлялся, почему оппонент ищет подом метаморфа при финике (к нему очевидно кто-то прибегал следующим ходом), не пытаясь оставить меня в совсем маленьких хитах шапкой. Думаю, что оппонент что-то заподозрил, когда я, вбросив эмракула, в респонс на персист метаморфа стал мочить прохвостов талисманом. Но виду не подал. Через некоторое время время к оппоненту еще раз пришли.
4-2.

7 тур.
Овощи. Этот матч я тестил как-то давно сам с собой. В отличие от всех других неконтрольных колод первая тут совсем не провальная для соперника. Хотя оппонент играет без Goblin Bushwhacker  что улучшает мою ситуацию.
Оппонент выигрывает кубик и демонстрирует сильную раздачу с лутингом в овощей. У меня комба не собирается. В процессе общаемся:
- А что делает вот эта карта? – показывает на топор.
- Посмотри к себе в кладбище, узнаешь.

Во второй купил себе параноидальным сайдом и контрением grisly salvage (“Джадж!”) кучу времени, но опять была беда со сбором комбы. Оппонент посайдил комплект abrupt decay. Он даже нашел цель под него, возможно из-за этого и выиграл, так бы у меня три пингера на столе собралось. Хороших карт он не посайдил и, кажется, после сам себе сильно удивлялся. Обсудили колоды.
Во второй день я довольно ожидаемо буду свободен.
4-3.

Маша 5-2, значит ее ждать и играть.

8 тур.
Веселый француз с джандом. Дискард. – Что, сника разве легальна в этом формате? Скинули талисман. Конфидант. Два дискарда. Ничего не происходит. Докопался до микстуры. – Так, понятно, что твоя колода делает, что-то я зря тебе эмракула и лутинг оставил. – Ого, ты первый, кто знает эту карту на вид. С конфиданта показывают четвертый дискард (как потом выяснилось, из пяти). Не нашли второй раз что-нибудь.

- Как у вас там Депардье поживает? Хохот соседей.
Во второй вялое начало оппонента не спасло меня от ненахождения комбы. Но судью почитать карты все равно успел позвать!
- Не знаю зачем, но удачи тебе. А! Очочки же!!!
- И тебе тоже.
4-4

9 тур.
Твин. Оппонент просто офигевает, узнав, что у нас проходят старситевые квалифаеры. Хотя казалось бы, чего там из Испании лететь, им и карты в руки.

А дальше я демонстрирую второй способ выиграть первую у твина. Я мог попробовать полезть в раннюю реанимацию, но даже двадцать сдрованных карт далеко не гарантия выигрыша, а пара пожертвованных перманентов тем более. И я решил ждать, тщательно изображая мирор (мне немножко повезло, первым же виженом я себе обеспечил все необходимое). В итоге оппонент, знатно покурвившись – вижн, спелскайт, экзарх, твин (в мироре он с такой раскастовкой в худшем случае просто разменивался твином) – получил в твин талисман, а потом к нему прибежал эмракул. Восстановиться он не смог.

Во второй мы долго друг другу разбивали руку (не обошлось без чтения микстуры втроем, ко мне еще и разные судьи каждый тур подходили, пусть хоть такое достижение будет, коль с другими не сложилось), но босейджа сделала слишком много карт оппонента бесполезными.
5-4

Подошел к моменту баунса двух мечей у Маши. На этом ГП для нас закончилось, дальше была душевная компания, здоровый сон, бассейн и прочие радости жизни, но это совсем другая история.

Бонус-трэк: меняемся во второй день с испанскими ребятами из mtgmadness. Сколько у вас эта карта стоит? (Карту не буду называть, а то привыкшие к ценам на ситях люди слюной изойдут).
- Английские 22 евро. А вот эта 20.
- А почему дешевле?
- Да это какой-то неязык. Итальянский, что ли. Взяли нормальный язык и испортили!