Обзор метагейма стандарта в преддверии чемпионата России, часть вторая
Добрый день, уважаемые читатели Злого бутылочного гнома!
Сегодня в программе вторая часть обзора метагейма. В первой части я говорил о колодах с Джейсом, сегодня очередь колод без него, то есть большей половины метагейма, как качественно, так и количественно; а завершаться статья будет небольшим рассуждением на тему: "Чем же все-таки стоит и чем не стоит играть Нац".
Часть третья: колоды без Джейса, разное
Как я говорил в первой части обзора, я ожидаю, что колоды с Джейсом составят примерно треть метагейма, так что сейчас мы говорим об оставшихся двух третях. Про комбу я, кажется, все сказал (Pyromancer Ascension и другая экзотика скорее мертвы, чем нет), с хорошими контролями без синего туго (только моновайт хоть что-то умеет, но это все равно недостаточно для того, чтобы считать его хорошим выбором). Остаются агродеки и манарамп.
Манарамп. Про рампу с Джейсом я говорил в прошлой части. В двух словах: не играйте ей. Если ваше сердце просит именно рампы и только ее, у вас есть два более-менее серьезных варианта: Валакут и Эльдрази Грин.
Мне жаль это говорить, но Валакут сейчас плох. Обыграть Caw-Blade ему очень сложно – что UW с их тонной контры, что UWB с дискардом. Плохой матчап с воронами – это не так критично, как в Штатах, где каркуши полностью закрывают дорогу в топ любого крупного турнира, но все равно достаточный довод против того, чтобы играть колодой. Можно срезать часть разгона в пользу ремувала, но без разгона колода потеряет свой коронный прием: быстрого титана, который критичен для большинства матчей. При этом все колоды так или иначе готовы убивать Batterskull и Deceiver Exarch, и этот же ремувал они с радостью используют против нашей Overgrown Battlement. Стенка – еще один достаточно критичный для Валакута спелл, и ее отсутствие еще больше усложняет доступ к быстрым титанам.
Впрочем, колода все еще умеет отлично наказывать оппонентов за кип плохих рук или неготовность к матчапу, продолжая удерживать в топах дейли в МОДО второе место – порядка восьми процентов, хотя и с огромным отставанием от Caw-Blade, но почти на равных с моноредом. Примерно в таких же количествах я ожидаю Валакут и на Национале – непременно найдутся люди, которые возьмут колоду. Почему? Кто-то – по инерции, не желая собирать что-то другое, кто-то просто посчитает себя достаточно удачливыми, чтобы каждую партию играть титана на четвертый ход с ловушкой в руке.
В качестве бонуса – деклист юзера sMann, который ответственен примерно за треть появлений колоды в топах Daily Events.
Lands
Характерные моменты: полное отсутствие ремувала мэйном и комплект Oracle of Mul Daya (отличный источник адвантажа, если шафл-эффектов хватает). Малое количество вторых дропов колода компенсирует ударным набором спеллов для 3-4 хода. Второй успешный пилот колоды в МОДО – Nova485 – вместо комплекта оракулов использует Growth Spasm (тоже нормальный блокер против агроколод), комплект мэйновых Nature’s Claim и совсем другой сайдовый план, включающий Combust и Ricochet Trap.
Eldrazi Ramp. Эта колода, несмотря на имеющиеся проблемы с агродеками, на текущий момент кажется мне интереснее Валакута. Рампа нормально играет с Caw-Blade. В новом сете для нее издали Karn Liberated (который в этой колоде даже чай иногда приносит), Beast Within (который мне не нравится, но тут выглядит неплохо) и даже Dismember (хороший ремувал – это как раз то, чего дечке отчаянно не хватало и не хватает). Так что, если в вашей колоде есть Primeval Titan, то я надеюсь, что вы играете моногрином. Главное – определиться с тем, как вы собираетесь играть против агродек. На всякий случай напомню, что Eye of Ugin умеет искать Wurmcoil Engine, Myr Battlesphere и даже Phyrexian Revoker со Spellskite.
Часть четвертая: агрессивные колоды
Агрессивные колоды будут, по моим прикидкам, составлять больше половины метагейма. Удивительно, но факт. Их ничем не проймешь.
Агродеки в существующем формате можно условно разделить на три группы: мидрейндж, агро-комбо и агроколоды на ремувале. Вариантов тьма, всех возможных цветов: моноред, моновайт, моногрин, моноблэк, моноблю. Впрочем, ладно, я погорячился, моноблю не нашлось (ждем издания существа 2/2 за U в М12), а моноблэк на самом деле BR. Зато существует как минимум два – а то и больше – разных вида моновайтов, есть U/G инфект, колоды на Fauna Shaman, и так далее, и тому подобное.
Какой должна быть агродека, чтобы оставаться успешной в этом суровом мире? Она должна уметь или убивать Batterskull и Sword of War and Peace, или полностью их игнорировать, или играть ими самой.
Ключ к победе над Caw-Blade у агроколод на ремувале – не дать Черепу заработать. Это можно сделать, убив Мистика на входе в игру и на несколько ходов заперев Batterskull в руке, а затем использовать этот запас времени на полную катушку. Хороший ремувал есть только в двух цветах, поэтому колод в этой категории две: моноред и вампиры. Статей о них немного, но и те, и другие обильно представлены в МОДО, так что недостатка в материале для осмысления у вас не будет.
Типичный моноред выглядит примерно так: 24 земли, комплект Shrine of Burning Rage, комплект Koth of the Hammer, 12 существ и 16 ремувала. Главная проблема – ни одна из бурновых карт не умеет честно меняться ни с Batterskull, ни с Deceiver Exarch. Впрочем, выстрел из шрайна – не самое плохое решение, да и мэйновыми Manic Vandal в Штатах уже играют; после сайда жизнь также упрощают Combust и Dismember (их в американском сайдборде можно играть штук семь).
Два противоположных направления развития деки – колода Патрика Салливана со Starcitygames Invitational (двадцать земель, ноль Koth of the Hammer и 4 Flame Slash в мэйне) и тяжелые билды с минимумом существ и Volt Charge для максимально профитного использования Коса и шрайна. Я не знаю, какая из версий колоды лучше, но в любом случае моноред кажется мне одним из наиболее интересных несиних выборов на Национал: колода нормально играет с Caw-Blade и выигрывает у двух других типов агродек (и там, и там есть небольшое число критичных существ, на которых должно хватить ремувала, а дальше Кос сделает свое красное дело). Единственное «но»: пилотировать колоду надо очень аккуратно, потому что четыре погейненных оппонентом хита или пара бурновых спеллов, потраченных на второстепенных существ, могут стоить вам партии.
Вторая агроколода на ремувале – это вампиры. Кровососы всегда были относительно популярны, даже когда были откровенно плохи, а сейчас колода отлично позиционирована (если вы представляете, что и как делать с Caw-Blade), так что вампиров я ожидаю на Наце много (В МОДО их восемь-десять процентов, и у нас вряд ли будет меньше). Основная проблема вампиров (да и большинства других агроколод) – Валакут, который в последнее время сильно сдал. Других естественных врагов у колоды вроде бы нет, так что я не вижу ни одной причины, по которой вампиров и монореда может быть мало.
Главное, с чем надо определиться, если вы хотите играть вампирами – это ваш план на игру с Caw-Blade. Вариантов, собственно, два: вы или убиваете всех существ (так играл московский ПТКу Эльдар Таги-Заде), или играете дискардом и чем-нибудь вроде Manic Vandal, чтобы разбираться с эквипментами. И еще важно: в Штатах вампиры массово поубирали из мэйна Vampire Hexmage. Не делайте этого – без хексмага справиться с Gideon Jura будет крайне проблематично, а у нас, в отличие от Штатов, им будут играть.
Очередной пункт программы – мидрейндж-агро. Колоды с Stoneforge Mystic, с Fauna Shaman, а также с тем и другим одновременно, не играющие чрезмерно большим количеством ремувала и больше полагающиеся на хороших существ. Где-то на стыке мидрейнджа с бурном лежит Борос, с него и начнем.
Lands
Это – лист Шикари Накаджимы, которым он дошел до финала Grand Prix Singapore. Сразу отмечу несколько вещей: первое – то, что вместо возможных Journey to Nowhere и Burst Lightning в слоте «второго ремувала» лежат три Dismember; второе – отсутствие Plated Geopede (именно этот факт заставляет меня причислять колоду скорее к мидрейнджу); третье – комплект мэйновых Mirran Crusader, которые очень злы под любым эквипментом. Собственно, крестоносец настолько хорош против Caw-Blade, что они и сами с удовольствием им играют.
В сайде Накаджимы стоит отметить 4 Kor Firewalker (подтверждение того, что я выше писал про моноред) и 3 Spellskite (скайт и Dismember– единственные способы бороться с Splinter Twin).
План колоды на игру все тот же: проносим ранние повреждения первыми дропами, потом собираем огромного человекоподобного робота с обвесами и убиваем.
Дальше у нас по плану разнообразные колоды на Fauna Shaman, Vengevine и Stoneforge Mystic. В качестве дополнения к этому движку могут выступать Lightning Bolt, Quest for the Holy Relic, Dismember или комба на Leonin Relic-Warder с Phyrexian Metamorph. Общая черта всех этих колод – они не очень быстро выходят на проектную мощность, если им хоть как-то мешать, но если получилось – проблем будет много. Soul Sisters бывают в моновайт варианте, но я думаю, что Vengevine гораздо лучше, чем Ajani’s Pridemate. Единственное исключение в плане скорости – это GW Quest, в котором движок на шамане – запасной план, а не основной, поэтому и играть против квеста надо несколько по-другому.
Самая большая головная боль для подобных колод – то, что надо как-то играть, если убили/сконтрили/не дали ключевых существ (шамана, кобру, запчасти комбы и т.д. и т.п.). Впрочем, проблемы с красными колодами есть только у квеста, а остальные GWx колоды так или иначе умеют справляться с чужой агрессией (обычно просто за счет качества существ) и имеют среди объективно плохих матчей только Валакут. На самом деле, главная проблема колод на Шамане – то, что ими почти никто не занимается, и информации очень мало. Именно поэтому на Наце я ожидаю совсем немного подобных дечек, собранных энтузиастами. Самый интересный вопрос – удастся ли кому-нибудь удачно пристроить в колоду Birthing Pod?
Немного особняком между мидрейнджем и комбо-агро стоят три swarm-колоды: эльфы, союзники и артефактная виня. О вине много не расскажу – там надо скорее рак стартовых рук тестировать, чем билды обсуждать, а вот про эльфов и союзников у меня пара слов есть.
Обе колоды регулярно и обильно светятся в МОДО. Построены они по одному принципу: «существа, земли и Lead the Stampede» – удачный вариант для метагейма без Day of Judgment, зато с огромными количествами Caw-Blade. В наших реалиях такой фокус может не прокатить, хотя эль Президенте Медведев говорит, что эльфы очень крутые (и подтверждает свои слова делом). Его деклист и спалим общественности по этому случаю.
Elves by Medvedev
Главный плюс эльфов стоит в том, что они могут позволить себе наплевать и на Batterskull, и на Sword of War and Peace, и мгновенно затоптать незадачливого оппонента, затапавшегося на какого-нибудь безобидного Джейса. Получили сто ман, раскачали всех, Copperhorn Scout, снова получили сто маны, снова раскачали всех, зашли в атаку на очень много.
Ах да, и союзники. Я совершенно не умею обходить союзников вниманием.
Allies by singer_from_sengir
Эти два деклиста, помимо всего прочего, были призваны напомнить вам, что очень важно уметь убивать на второй ход не только мистика, но еще и кучу других проблемных существ – Fauna Shaman, Lotus Cobra, Kiln Fiend и даже Harabaz Druid. Помните об этом, когда думаете о муллигане в первой партии!
Последний пункт программы – агро-комбо колоды: разнообразные U/G инфекты, комбо-собаки и прочие колоды, желающие убить вас в тот самый момент, когда вы достали мистиком Batterskull. Попыток собрать подобные дечки довольно много, но, в силу нестабильности колоды и чрезмерной увлеченности прошников каркушами, устоявшихся билдов у этих ультра-быстрых агродек нет и, похоже, не предвидится. Я не особенно верю в то, что такая колода способна выиграть Нац и даже не верю, что они будут на Наце в каких-то заметных количествах, но попортить крови случайная встреча может много.
Краткие правила обращения с подобными колодами:
- Убить вас могут в любой момент. Если у оппонента есть одно существо, а у вас – один Pyroclasm – играйте его!
- Там наверняка есть способы защитить существ от ремувала – Apostle’s Blessing, Vines of Vastwood, Spellskite или что угодно еще.
- Не расслабляйтесь! Любая неаккуратность может стоить вам партии.
На этом, кажется, все.
Заключение
Итак, давайте попробуем подвести итоги.
Метагейм предстоящего Национала я представляю себе таким: четверть Caw-Blade (в основном UW, и с очень хорошими пилотами), процентов десять манарампы, процентов сорок разнообразной агрессии (допустим, примерно поровну монореда, бороса, вампиров и «разного») и еще немного синих non-Caw.
Чем стоит играть Национал? Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов, но я бы посоветовал, естественно, Caw-Blade (при том важном условии, что вы играете им хорошо и быстро), а также Моноред и RUG Splinter Twin.
Чем не стоит играть Национал? Любой формой манарампа, моногрин инфектом и колодами, которыми вы не умеете играть (Caw-Blade это тоже касается).
Будьте клевыми, играйте в магию, выиграйте нац!
P.S. Огромное спасибо всем, до кого я докапывался на предмет умных мыслей в процессе написания этой статьи, любезно согласившемуся поработать редактором Никите Секретареву, и еще группе Arctic Monkeys за отличный новый альбом.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Комментарии
Валера, большое спасибо за
Валера, большое спасибо за статью!
Спасибо, было очень интересно
Спасибо, было очень интересно и познавательно!
Спасибо! Отличная и очень
Спасибо! Отличная и очень интересная статья!
очень толковая статья
очень толковая статья
а вампиры?
а вампиры?
Вампиры нормальные, но я
Вампиры нормальные, но я думаю, что при прочих равных моноред лучше.
те на ворос - "Что ты думаешь
те на ворос - "Что ты думаешь о вампирах?" ты ответишь - "Играй моноредом" ?
Да, именно так. Про моноред
Да, именно так.
Про моноред там есть пара абзацев, но я не тестил его предметно, потому что достаточно четко понимаю, что моноред для меня сложноват.
Сарказм?
Сарказм?
Нет, я абсолютно серьезно
Нет, я абсолютно серьезно говорю.
Моноред и любая другая агроколода, которая умеет проносить оппоненту ровно двадцать хитов и не имеет запаса, сложны для меня. Я в среднем три-четыре хита недоношу за партию относительно хорошего пилота, поэтому агроколод стараюсь избегать, предпочитая мидрейндж и колоды с комбо-аутом (Скейпшифт, Мифик из прошлого стандарта, RUG из нынешнего).
Странно такое твое мнение о
Странно такое твое мнение о вампирах. Они вроде стабильно хрошо играют на стар сити опенах. Ну по крайней мере лучше чем монор.
Я ожидаю на наце сосвсем не
Я ожидаю на наце сосвсем не такой метагейм, как на опенах. Плюс, колода на наце должна решать немного другие задачи. Так что для наца я выбрал бы моноред над вампирами. И уж точно былдил бы и моноред, и вампиров не так, как сбилжены листы Салливана и Лэндстема.
Ну и про моно ред ты вроде
Ну и про моно ред ты вроде нечего не написал.
Валера, ты постригся под
Валера, ты постригся под алекса тернера? это прекрасно!