Обзор метагейма стандарта в преддверии чемпионата России, часть первая

Валерий Шунков

Добрый день, уважаемые читатели! Я тут новень… Похоже, от меня и тут не отделаться… В общем, здравствуйте, у меня сегодня отличная большая статья! Более того, я немного размахнулся, и строгий редактор велел разделить ее на две части. Сегодня - первая половина.

В минувшие выходные прошли два турнира глобальной значимости – Grand Prix Singapore и Starcitygames Invitational. Эти турниры определят, как будет развиваться метагейм стандарта в ближайшие недели – до самого чемпионата России (который, к слову, уже совсем скоро). В этой статье я предлагаю поразмыслить о том, как эти турниры повлияют на российские реалии, и чем стоит пойти на Нац. Сразу скажу, что вопросов будет больше, чем ответов, но надеюсь, что размышление над этими вопросами будет для вас полезным.

Часть первая: другие колоды с Джейсом

Перед Чемпионатом России все начинают гадать на кофейной гуще – каким же будет метагейм? Что привезут гости из других городов? Как сложится паззл? Лично для меня больше всего интересует даже не то, сколько будет Caw-Blade, а то, сколько других колод с комплектом Jace, the Mind Sculptor мы увидим.

Я знаю довольно много причин не играть синей колодой, но мотивов взять non-Caw дечку с Джейсами я вижу немного. Главный из них – нежелание играть миррор. Основная проблема миррора Caw-Blade – это даже не его сложность и скиллинтенсивность, а огромное количество ничьих. Даже если вы умеете играть миррор быстро, надеяться на то, что его смогут играть так же быстро все ваши оппоненты, несколько… скажем так, неразумно. На досуге я посчитал и выяснил любопытную вещь: в топ-100 первого дня Гран-При Сингапур хотя бы одну ничью имели тридцать человек. Тридцать из ста! Части из этих людей ничья стоила второго дня. Симптоматично, не правда ли?

Статистика из Штатов говорит, что разные варианты каркуш занимают на Starcity-опенах примерно четверть метагейма. Исходя из предположения, что Национал соберет сто восемьдесят человек, и из предположения, что на него в наличии имеется примерно пятьдесят-шестьдесят комплектов Джейсов, получаем примерно ту же четверть (с учетом того, что non-Caw колоды все же будут). Существенно больше четверти Caw-Blade может быть только в случае, если откуда-то физически возьмутся дополнительные Джейсы, сильно меньше – если «другие колоды с Джейсом» будут значительно популярнее, чем Штатах.

Допустим, вы отвергаете каркуш, но хотите играть комплектом Джейсов. Отлично, вам осталось подобрать в колоду всего 56 карт. Реальных альтернатив, по моему мнению, четыре: Splinter Twin в UR цветах (как у Флореса), RUG (не важно, с комбой или без нее), UGx рампы и UB контроль. Последний наверняка будет популярен в силу необъяснимых особенностей русской души и того факта, что колода отлично настраивается под заданный метагейм.

UGx рампы (этим весьма расплывчатым понятием я обозначаю UG Genesis Wave и более агрессивные колоды вроде UG Vengevine Лари Суэйзи) отлично играют с Caw-Blade, но имеют проблемы с Валакутом и, что самое главное, с любыми агрессивными колодами. Способы исправить положение есть, но я почему-то думаю, что овчинка не стоит выделки.

С RUG все немного сложнее. Колода постоянно на слуху, считается реальной альтернативой Caw-Blade, но при этом она никогда не была популярной. Почему? Колода очень часто играет в режиме «раздай все вовремя» и при этом не прощает мелких погрешностей вроде неверной последовательности лэнддропов. Кроме того, ударная сила колоды, ее козырной туз – Inferno Titan – стал хуже после появления Sword of War and Peace и Batterskull. Новых ответов на меч и череп довольно много – это и комба на Splinter Twin, и Consecrated Sphinx (не убивается Dismember, смеется над Джейсом и любыми протекшенами), и новый хороший ремувал (Dismember и Beast Within). Но основная проблема RUG никуда не делась – мана курва по-прежнему отвратительная, и игра все так же сильно зависит от наличия на стартовой руке Кобры. Впрочем, High-risk / High-reward колода может быть хорошим выбором, если вы не уверены в своей драфтовой подготовке.

В качестве примера, наверное, стоит привести колоду Пэта Кокса, выигравшего Starcitygames Invitational

Creatures
2 Consecrated Sphinx
4 Inferno Titan
4 Lotus Cobra
1 Oracle of Mul Daya
 
Spells
3 Beast Within
1 Dismember
2 Lightning Bolt
4 Mana Leak
4 Explore
4 Preordain
 
Planeswalkers
4 Jace, the Mind Sculptor
 
Lands
4 Forest
4 Island
2 Mountain
3 Copperline Gorge
2 Halimar Depths
4 Misty Rainforest
4 Raging Ravine
4 Scalding Tarn
 
Sideboard
3 Obstinate Baloth
1 Deprive
1 Dismember
3 Flashfreeze
1 Lightning Bolt
3 Nature's Claim
3 Pyroclasm

Мы видим, что релиз NPH прошел мимо RUG, и колода слабо поменялась с тех пор, как в ней появился Consecrated Sphinx. Стоит обратить внимание, что в колоде лежат шесть шестых дропов и не лежит ни одного пятого – ни Precursor Golem, ни Acidic Slime, которые раньше считались почти обязательными. Такого рода билдами постоянно играли в Штатах, хотя у колоды очень много способов эффективно потратить пять ман, а не сидеть целый ход, дожидаясь шестой и ничего не делая. Да, Precursor Golem сейчас плох, но отсутствие Acidic Slime малообъяснимо. Зачем играть Beast Within и давать существо оппоненту, когда можно играть Слизью и давать существо себе? Впрочем, если вы рассматриваете эту колоду как потенциальный выбор на Нац, то вы и сами сумеете решить, какие риски для вас приемлемы, а какие – нет. А если не рассматриваете, то надо знать только одно: если играете с RUG’ом – убивайте Кобру при первой возможности, а там видно будет.

Следующий пункт программы – разные варианты Splinter Twin. Их, собственно, три: UBR комба с пачкой дискарда, UR контроль с комбо-аутом и обычный RUG, в который встроили комбу. С третьим случаем все просто: перечитываете предыдущий абзац, вычеркивая фразу про отсутствие пятых дропов и добавляя фразу про, что комба хороша, когда у нас все хорошо, а когда все не очень, вместо нее хочется видеть ремувал, который мы вынули.

Следующий - UR контроль Флорес-стайл: колода, которой Майк Флорес выиграл большой турнир в Нью-Йорке.

По существу, синее ядро колоды такое же, как у Caw-Blade, только вместо Мистиков и мечей – комбо-аут и красные титаны. И именно эта похожесть на Caw-Blade, скорее всего, является причиной непопулярности колоды – пилоты, которым дечка могла бы понравиться, играют Мистиками. Впрочем, если вы очень не хотите играть мирроры – тут есть на чем задуматься.

Третий пациент – URB комбо. Главная проблема колоды – ее манабаза (как и у любой современной трехцветки). Для быстрой комбо-победы нужно иметь к четвертому ходу два красных манасорса (хотя обычно таких земель в колоде всего 11-13, причем Blackcleave Cliffs с топдека входят тапанными). Если раннего комбо-убийства не вышло, то все хуже: после четвертого хода оппонент, как правило, успевает найти какие-нибудь ответы, и начинается затяжная игра, в которой дечка не очень-то и хороша, потому что Джейс долго не живет, а других кантрипов очень мало. Мысли по улучшению? Shrine of Piercing Vision. Серьезно. В долгой игре шрайн копает на восемь-десять карт. Да, может не найти. Но в таком случае я рекомендую мантру игроков Валакутом: "Промазал с ловушки? Не расстраивайся, ты спилил семь плохих топдеков". В целом, такой вариант кажется мне чуть хуже двух первых, но те, кто хочет играть именно комбо-колодой, скорее, выберут именно его.

Суммируя все сказанное про Splinter Twin, отмечу: различные варианты этой колоды наверняка будут на Наце, но вряд ли будут популярны. Несмотря на это, иметь в своей колоде способы бороться с твином обязательно надо, особенно если они полезны и в других матчах (Dismember, Nature’s Claim, Act of Aggression и т.д.).

Еще один интересный момент: отслеживая результаты квалифаеров, я отметил, что довольно много народу отобралось на Национал колодами, построенными вокруг Теззерета. Этот архетип не будет популярным (хотя бы потому, что попадает под весь артхейт, припасенный для Batterskull), но иметь его в виду как потенциального оппонента стоит.

Что может привлечь игроков к Теззерету? Во-первых, то, что эта колода дает реальную возможность играть в серьезный контроль, не используя при этом Джейса (или играя всего двумя Скульпторами вместо комплекта). Во-вторых, Теззерет – загадка: этот мироходец может быть базой для очень разных колод. В результате оппонент просто не поймет, каких именно карт надо бояться, и это может дать владельцу Теззерета несколько халявных побед. Правда, если вы выберете Теззерета, готовьтесь к тому, что придется все делать с нуля, подсказок ждать неоткуда: никакой информации в сети вы не найдете. А самые интересные направления, в которых стоит покопаться самому – это:

  1. UBR бурн со сплэшем на Теззерета и какими-то источниками proliferate. Galvanic Blast убивает и Batterskull, и Deceiver Exarch, а в долгой игре заход вида «на семи манах Теззерет, его же гамбит и активация ультимейта на шестнадцать» – бесценен.
  2. UB инфект. Inkmoth Nexus или Necropede становятся совсем злыми, а Phyrexan Crusader и без Теззерета очень хорош.
  3. UBR «двенадцать разгневанных мироходцев». 4 Jace, the Mind Sculptor, 4 Koth of the Hammer, 4 Tezzeret the Seeker, остальное по вкусу.
  4. Свежая колода от Брайана Киблера и компании.
Creatures
4 Vedalken Certarch
2 Hex Parasite
2 Leaden Myr
4 Phyrexian Revoker
2 Spellskite
4 Steel Overseer
4 Etched Champion
4 Phyrexian Metamorph
 
Artifacts
1 Flight Spellbomb
1 Sword of War and Peace
1 Torpor Orb
3 Mox Opal
 
Planeswalkers
2 Jace, the Mind Sculptor
4 Tezzeret, Agent of Bolas
 
Lands
8 Island
3 Swamp
4 Darkslick Shores
2 Drowned Catacomb
4 Inkmoth Nexus
1 Tectonic Edge
 
Sideboard
2 Batterskull
3 Torpor Orb
4 Perilous Myr
2 Spellskite
1 Dismember
3 Go for the Throat

Что приятно, Джейсы из колоды отлично выбрасываются. Это редкий случай, когда 100-бакосвый гражданин некритичен. Дека, по признанию авторов (а это, кроме Киблера, Сэм Блэк, Гауденис Видугирис и Бен Старк), очень сырая, но если кто-то из них уделит дечке немного внимания и допилит ее до боевого состояния, у нее есть все шансы стать хорошим выбором для Наца. Хотя есть шанс, что накануне Pro Tour Nagoya ребята просто решили потестить в боевых условиях свой блок констрактедный декчойс)

Впрочем, пора бы уже и хороших деках поговорить. Перейдем собственно к Caw-Blade.

Часть вторая: Caw-Blade

Caw-Blade был, есть и будет врагом номер один. Выбирая колоду на Нац, помните и об этом тоже. Что еще нужно помнить? О ничьих в мирроре я уже говорил, теперь надо добавить: ждите, что оппоненты в мирроре будут очень хороши – по непроверенным сведениям, Caw-Blade выберут много сильных игроков.

А теперь – к сути (хотя я не отношу себя к сильным игрокам, выбравшим Caw-Blade, и могу только указать на самые очевидные ошибки, которых стоит избегать).

Листы американских прошников, которые мы можем еженедельно наблюдать на Starcitygames, очень сильно заточены на миррор-матч. В их случае это является полностью оправданным: в турнире 8 раундов, где все хорошие пилоты Caw-Blade имеют по два бая, все они непременно окажутся на верхних столах, где за выход в топ им придется играть мирроры, без вариантов. Ну а рандомных крабов в ранних турах они, простите, обязаны переезжать на скилле.

Однако у нас ситуация совсем другая. Во-первых, на Наце нет баев. Во-вторых, Нац – турнир смешанный: во время первых четырех раундов вы можете встретиться с кем угодно – поэтому надо готовиться не к миррору, а к рандомному метагейму; к одиннадцатому раунду позиции игроков будут определяться драфтами, то есть ситуации «на верхних столах непропорционально много Caw-Blade» опять же не случится. Собственно, единственная часть Национала, на которой пилот Caw-Blade должен быть действительно хорошо готов к миррору – это четвертьфинал и, в чуть меньшей степени, один или два последних тура швейцарки, то есть всего полтора тура из восьми, которые ожидают большинство из нас.

Два предыдущих абзаца имели своей целью сообщить пилотам Caw-Blade достаточно очевидную вещь: если колода занимает треть метагейма, то остальные две трети занимают другие колоды, преимущественно агрессивные, и играть, как Эдгар Флорес, с нулем врасов и нулем Гидеонов в семидесяти пяти картах – это несколько неразумно.

Перед тем, как перейти к следующей части, нужно обязательно сравнить Caw-Blade с его темным близнецом, Darkblade. Dismember уже стал стандартом в обеих версиях, так что черный цвет означает только выбор дискарда (а не дискарда и ремувала) вместо контры и тектоников. В Штатах и на Grand Prix соотношение UW и UWB составляет примерно 3 к 2, но я ожидаю, что в ближайшее время эта диспропорция вырастет, и на Наце будет что-то вроде 3 к 1. Все, теперь с Caw-Blade точно все, играйте Blade Splicer, он крутой.

Небольшое лирическое отступление про смешанную структуру турнира.

Как вы помните, на Наце надо играть не только восемь туров констрактед, но и шесть туров драфта. Этот факт может оказать заметное влияние на ваш декчойс. Если вы собираетесь сыграть драфты хорошо (например, 6-0), то имеет смысл выбрать чуть более надежную колоду (например, Caw-Blade). Если же с драфтами у вас все не очень гладко, то стоит рискнуть, причем в обоих форматах – на драфтах выучить какой-нибудь крутой или редкий архетип и форсить его, а для констрактед выбрать колоду, которая умеет выигрывать у неподготовленных оппонентов (например, моногрин инфект или какую-нибудь комбу на Mindcrank). Шансы, что не прокатит, велики, но лучше синица в небе, чем ее отсутствие. А еще лучше – собраться и успеть натестить лимитед. До Наца еще куча времени, между прочим!

Конец лирического отступления

 

На этом на сегодня все, потому что редактор сказал мне, что четырнадцать страниц – это слишком много, и надо разбить статью на две, а лучше на три части. Во второй половине статьи я расскажу о колодах без Джейса и о том, чем, как я думаю, стоит играть Нац.

Будьте клевыми, играйте в магию!

P.S. Огромное спасибо всем, до кого я докапывался на предмет умных мыслей в процессе написания этой статьи, Никите Секретареву, любезно поработавшему редактором, и группе Arctic Monkeys за отличный новый альбом, который скрасил мое существование во время написания статьи.

Комментарии

Джин Джитаксиас

s/blinkmoth/inkmoth

s/blinkmoth/inkmoth

Михаил Чернобрывченко

Вииии, обзор метагейма!

Вииии, обзор метагейма!

Стас Кудряшов

Великолепная статья, жду

Великолепная статья, жду продолжения.

Сибелиус Корнилов

Привет из Петербугрга

Привет из Петербугрга